DOSAR SOCIAL POLITIC RECENTE

Манипуляция – главное оружие чиновника. Как нами манипулируют и почему мы это позволяем

Нет человека, который ни разу не сталкивался бы с манипуляциями. Манипулятором может оказаться кто угодно – деловой партнер, начальник, член семьи, телеведущий, знаменитость, рекламирующая «полезный продукт», или даже мы сами. Но чаще и проще всего нами манипулируют представители власти (чиновники, политики, полиция и т.д.) и средств массовой информации.

В данной статье мы расскажем о наиболее популярных манипуляциях чиновников, которые они используют против нас для достижения своих целей.

Манипуляция – что это за зверь такой?

Зачастую, разговор чиновника с гражданами выглядят как обмен любезностями, дружеская беседа или вполне деловой конструктивный диалог, но что же в действительности скрывается за оболочкой кажущегося дружелюбия? Обыкновенная манипуляция, посредством которой чиновник умело создаёт иллюзию, при этом направляя собеседника в нужное русло.

Но сначала давайте разберёмся, что же следует понимать под манипуляцией.

Манипуляция – это вид психологического воздействия на стереотипы поведения человека, которое используется для скрытого внедрения в психику жертвы целей, желаний, намерений, отношений или установок манипулятора, не совпадающих с актуально существующими потребностями жертвы для того, чтобы добиться от неё нужного поведения и/или решения. Принятие решения в этом случае опирается, в первую очередь, на эмоции и не просчитывается с точки зрения логики. Это действие, которое человек, возможно, и не совершил бы, если бы у него было больше времени для обдумывания.

Все мы манипулируем друг другом. Каждый из нас обладает какими-то знаниями о том, что произойдет в общении с другим человеком вслед за какими-то нашими сигналами (слова и жесты, эмоции и оттенки голоса). Подсознательно мы ждем нужных нам ответных реакций, предполагаем их. Каждый день каждый из нас совершает сотни и тысячи манипуляций.

Манипуляция — это не столько насилие, сколько соблазн, игра на человеческих слабостях и уязвимых местах. Эти слабые места определяются особенностями психики и мировоззрения человека, его системой ценностей и системой отношений. Например, в отношениях с чиновником он чаще всего играет на так называемом «менталитете простого человека», для которого любой чиновник – «высшее существо». И представители власти прекрасно знают это и не стесняются активно пользоваться.

Примеры манипуляций

Обычно, когда говорят про манипуляции, вспоминают о классическом магическом треугольнике отношений Карпмана (его еще иногда называют треугольником власти): «Агрессор – Жертва – Спаситель».

Манипулятор играет одну из этих ролей, четко «вытаскивая» из собеседников нужную эмоцию. Как это работает? Давайте рассмотрим несколько видов манипуляций на примере стандартного случая незаконного строительства.

Ситуация: внезапно началось строительство во дворе, жильцы возмущены, начинается противостояние с застройщиком, рабочими и охранниками.

Действующие лица и участники: жильцы, активисты, представитель претуры, полиция, инспектор по строительству, примар (приехал через несколько часов после начала конфликта).

Манипуляция №1. Ослабление сопротивления. Полиция пытается уговорить жильцов не препятствовать рабочим, говоря, что застройщик предъявил все документы, а значит всё законно. Наиболее активным полицейские говорят о том, что они не могут вмешиваться, поскольку в их полномочия входит только предупреждение конфликтов. Тем из жителей, кто не сильно вмешивается в конфликт, говорят об угрозе штрафов и даже задержания, тем самым, отбивая у них малейшее желание помогать соседям отстаивать свой участок земли.

В данном случае полиция выступает одновременно и в роли «Спасителя», намекая на легкую возможность уйти домой и избежать штрафов, и в роли «Агрессора», показывая свою готовность применить соответствующие меры в случае сопротивления. В результате, пассивные потихонечку расходятся по домам, а активные, не имея поддержки, либо сдаются, либо идут ва-банк, начиная в запале лезть в драку или крушить забор. Чаще всего, для них это заканчивается протоколами и штрафами, и даже самые активные оказываются «обезвреженными».

Манипуляция №2. Чиновник без полномочий. Представитель претуры внимательно выслушал жильцов, задал несколько вопросов застройщику, поговорил с полицией и строительным инспектором. И… пообещал передать информацию по компетенции. На вопросы и возмущение жильцов он отвечает, что это не его сфера ответственности, он не может принимать никаких решений, его попросил приехать претор, которому он всё передаст. А уже претор разберётся в ситуации. При этом, чиновник обычно находит людей, которые готовы долго слушать представителя власти, и начинает рассказывать им о других случаях, о своей нелёгкой работе, о маленькой зарплате и т.д.

Представитель претуры выбрал себе роль «Жертвы», пытаясь заставить жильцов на время забыть об их «небольшой» проблеме, рассказывая о своих «больших» трудностях и формируя у них чувство вины перед ним. Душещипательная история, большое количество деталей, не имеющих никакого отношения к предмету переговоров, но люди часто «ведутся» – ведь перед ними чиновник, представитель власти.

Манипуляция №3. Все довольны. Строительный инспектор слушает жильцов, при этом делая вид, что еще ничего не знает и во всем разберется. Потом он долго разговаривает с застройщиком, после чего объявляет жителям, что на сегодня все работы приостанавливаются, а завтра застройщик должен приехать в инспекцию с полным пакетом документов. А жильцам надо пару дней подождать, пока будет принято решение, что делать дальше.

В данном случае инспектор играет роль «Спасителя». Все довольны: жильцы успокоились и разошлись, застройщик с инспектором имеют возможность поговорить без лишних ушей. В реальности это всё делается для затягивания времени и спускания пара. При этом, скорее всего, завтра или через несколько дней строительство продолжится, жильцов будет в разы меньше, а стройку будут охранять очень спортивные ребята.

Манипуляция №4. Все против меня. Этой стратегией часто пользовался экс-примар Кишинэу Дорин Киртоакэ (к слову, он вообще был мастером всевозможных манипуляций, но виктимизация была его любимой тактикой).

Примар, видя, что жильцов поддерживают гражданские активисты, заявляет, что будет разговаривать только с жителями, тем самым, отсекая активистов. Он «толкает» длинную проникновенную речь о том, как много он сделал для города в целом и жителей в частности, и о том, как его политические оппоненты, к которым относятся и «некоторые активисты», постоянно обвиняют его во всех смертных грехах, сами при этом ничего не делая на благо города. А если это не помогает, применяет стратегию стравливания – либо по языковым мотивам, либо находя в толпе «нарушителя» (бросил под ноги окурок) или «врага» (вот этот человек всё время провоцирует, он так зарабатывает, он из такой-то партии и т.д.).

Здесь примар занимает идеальную для себя позицию «Жертвы», когда все вокруг против него и постоянно мешают ему наводить порядок в городе. Ничего, по сути, не решается, но имидж примара сохраняется, а среди жильцов и активистов сеется недоверие и начинаются склоки.

Манипуляция №5. Добрый и злой. Классическая схема, когда два представителя застройщика разыгрывают перед жильцами сценарий «добрый и злой полицейский» («Агрессор» и «Спаситель»). «Злой» идет на открытую конфронтацию, провоцирует жильцов. «Хороший», наоборот, как бы стремится понять их, встает на их позицию. Потом, как правило, «плохой» удаляется из переговорного процесса, а «хороший» договаривается с жильцами на нужных ему условиях.

Чаще всего подобная схема заканчивается либо предложением сделать что-то для жильцов (поставить стеклопакеты, сделать термоизоляцию и т.п.), и жители соглашаются, поскольку их грамотно подготовили, убедив, что строительства всё равно не миновать, а так они хоть что-то получат.

Это – лишь часть из «стандартного» набора манипуляций, используемых чиновниками. Один универсальный метод борьбы против манипуляций – обсуждать только проблему, а не все сразу (политику, историю, другие проекты), и не позволять чиновникам уводить разговор в другое русло.

 

О других видах манипуляций и способах борьбы с ними мы расскажем в наших следующих статьях.

 

Acest articol este elaborat în cadrul proiectului „Acțiune socială 2018” – secțiunea „atitudini”, realizat în baza unui parteneriat dintre PLATZFORMA și Fundația Friedrich Ebert – Moldova. Articolele publicate în cadrul acestui proiect nu exprimă neapărat punctul de vedere al partenerilor.

 

Despre autor

Olga Antonova

Olga Antonova - jurnalist-freelancer, activistă civică, președintele Asociației Obștești "Cetățean Activ". Activitatea principală - transparența decizională (expert), drepturile omului, activismul orășenesc, revitalizarea parcurilor și spațiilor publice.

3 Comentarii

  • Olga, foarte bun text. Mulțumesc pentru curajul de a-l scrie.
    genială e observația aceasta de care mulți știm dar uităm că e tactica șefilor în cele mai diverse
    instituții – В реальности это всё делается для затягивания времени и спускания пара.
    Tot bine ați sesizat că sistemul lucrează prin cîteva paliere – forțele de ordine, diverși inspectori, autoritățile locale, și fraza cea mai răspîndită în Chișinău în mandatul lui Tim și Pumba – nu este de competența mea.
    Felicitări.

  • evident, nu e cazul tuturor functionarilor, dar cred ca Olga zice despre un fenomen foarte frecvent in apl municipala (mai ales in zonele care reglementeaza sferele constructiei, relatiile cu cetatenii, autorizarile etc): colaborare intre mediul de afaceri si administratie, in sensul ca multi functionari lucreaza direct pentru mediul de afaceri..de aia au si interesul sa amine cereri, sa simuleze dezbateri publice etc…

  • Nu m-am exprimat deloc bine. Ai fixat mai bine ideea. Oameni din diferite sfere conlucreaza. ei pot fi doar 1% sau 2% din sfera/institutia respectiva. Ma refeream la manipulare ca e bine surprinsa, si ca oameni din diferite sfere se pot regasi ca parte manipulata in cadrul acestui scenariu.

Lasa un comentariu