Сельская женщина в Грузии. Между равенством прав и реальностью

«Роль женщины в Грузии – это вести хозяйство: готовить еду, заниматься детьми и выполнять всю домашнюю работу», – такого мнения придерживаются все мужчины и женщины, живущие в местечке под названием Земо Мачхаани. Это село с населением в 3 000 человек  расположено в горной местности, на расстоянии 120 км от столицы Тбилиси, в краю Кахетия, неподалеку от города влюбленных Сигнахи.

Два часа мы добираемся в Земо Мачхаани автобусом по извилистой горной дороге, чтобы провести здесь несколько дней в одной из местных  семей. Двери автобуса открываются, и мы видим встречающего нас мужчину примерно 45-ти лет, по имени Захар. Он коротко здоровается с нами, потом по-дружести обнимает, будто мы знакомы всю жизнь, и вызывается помочь нам разгрузить багаж.  

Захар отвозит нас к дому на своем грузовом микроавтобусе. По пути показывает нам окрестности, несколько древних церквей, построенных еще в V веке, Дом культуры, магазины, расположенные вдоль обочины. Проехав пару сотен метров по неасфальтированному переулку, сворачивает во двор с распахнутыми воротами. Здесь нас встречают жена Захара по имени Наргиз, его средний сын Гога и Мариан – внучка, приехавшая на каникулы из самого Боржоми (да, да, города, где добывается знаменитая минеральная вода).

Взволнованная Наргиз не может скрыть своей радости, она обнимает нас, как близких друзей, с которыми встретилась после многолетней разлуки. На ломаном русском языке спрашивает нас:

  • «Вы не устали? Вы голодны? Пойдемте, я вам покажу ваши комнаты»

Устраивает нам экскурсию по дому, после чего приглашает к столу.

В грузинском доме гостю оказывают огромный почет, больше, чем члену семьи, ему предлагают всё самое лучшее, а стол должен ломиться от яств, и, не в последнюю  очередь, за столом должно собраться как можно больше народу. Приглашают соседей, друзей, родственников, место находится для всех, а поднимая бокал, по традиции нужно произнести тост. Первым берет слово хозяин дома, то есть мужчина, которого еще называют тамадой. Первый тост, да и все последующие, были посвящены женщинам. И это не потому, что гости (то есть, мы) приехали снимать материал о женщинах, живущих в селе. Традиция отводить женщине особую роль восходит своими корнями к истории Грузии, в частности, этим фактом страна обязана царице Тамаре – первой женщине, правившей Грузией. Наряду с этим, почитание женщины связано с символом Матери – то есть, Грузии, памятник которой установлен в Тбилиси. Это фигура женщины, держащей в левой руке стакан с вином, чтобы встретить гостей, которые явились с дружескими намерениями, а в правой руке – саблю, чтобы дать отпор врагам.

Перед тем, как перейти к тостам, немного расскажу о жизни Захара и Наргиз. Оба родились в одном и том же селе, учились в местной школе. По окончании школы Захар ушел в армию, потом выучился на инженера. Наргиз поехала поступать в Тбилиси и шесть лет проучилась на педагогическом факультете. Получив профессию воспитателя, она вернулась в село, где Захар тут же позвал ее замуж (хотя он говорит, что всё было наоборот и что это она сделала ему предложение), потому что Наргиз была влюблена в Захара еще со школьной скамьи. Он хорошо играл на гитаре и зажигательно танцевал, чем еще в юности завоевал сердце девушки, став ее первой любовью.

Хотя, согласно древним традициям, которых еще придерживаются, особенно на селе, женщинам не позволено самим выбирать себе мужа, Наргиз уверяет, что они с Захаром поженились по взаимной любви. В некоторых горных селах еще встречаются случаи, когда девушек, по решению отца, выдают замуж против их воли совсем юными, лишая права сделать самостоятельный выбор, получить образование, но со временем таких историй становится всё меньше, уверяет женщина.  

Работать в детский сад воспитательницей она так и не устроилась, потому что сразу же после свадьбы забеременела, родила первенца, которому посвятила свое время и заботы. Спустя недолгое время на свет появился и второй ребенок, и тогда, согласно традиции и по ее собственному желанию, уделом Наргиз стали уход за детьми и ведение домашнего хозяйства. Ее не беспокоит тот факт, что она не преуспела в профессии, женщина счастлива, что у нее была возможность находиться со своими детьми, дарить им материнскую любовь и заботу.

Несмотря на то, что Наргиз шесть лет провела в столице, женщина говорит, что ей хорошо живется в родном селе и она не ощущает какой-либо разницы между здешней жизнью и городской. Напротив, в селе спокойней, а домашние дела не в тягость, потому что муж обеспечивает ее всей современной бытовой техникой, которая есть в распоряжении городских хозяек. Она уверена, что ей очень повезло, она счастлива с мужем, и говорит, что мечтает о том, чтобы и ее сыновья жили со своими женами в такой же любви.  

  • Кто у вас в семье главный?
  • Я, – смеясь, отвечает Захар.
  • А почему именно вы?
  • Потому что я мужчина.
  • А разве не оба супруга принимают решения?
  • Оба. У нас же равенство, но в Грузии дело обстоит немного иначе, здесь глава семьи мужчина. Нужно разграничивать, кто такая женщина, и кто такой мужчина. В наших семьях настолько сильное взаимоуважение, что не возникает споров, кто в доме главнее, попытался объяснить Захар особенности и отличия семейных отношений в Грузии.

В семье все важны и равны – муж, жена и дети, объясняет Наргиз. Женщине, как матери, оказывается особое уважение со стороны мужчин, поскольку к матерям в грузинском обществе относятся с огромным почтением.  

  • У нас, у грузин, так принято, это отличительная особенность всех кавказских стран, и нам это нравится, защищает его Наргиз.
  •  

Что касается распределения ролей в семье, здесь они солидарны друг с другом, в особенности, когда речь заходит о распределении домашних обязанностей. Пока Захару позволяют силы, он не разрешает жене выполнять тяжелую работу, берет на себя все обязанности, испокон веков считающиеся мужскими. Например, на второй день ему нужно было скосить траву за домом. Он приготовил электрокосилку и отправился работать, а жена пришла следом, чтобы полить несколько недавно высаженных фруктовых саженцев.

  • Мое дело полить деревца, а косьба – это мужская обязанность, объясняет Наргиз.
  • Я не могу разрешить жене косить электрокосилкой, потому что это опасно, а работу, которая может причинить вред женщине, должны выполнять мужчины. Женщины занимаются работой по дому, а мужчины – по двору, вот это равенство. Они же не могут трудиться и в доме, и во дворе, – шутит Захар.

Считается, что подобное разграничение ролей в семье по признаку пола сложилось исторически, согласно традициям и религии.

Хотя в стране имеет место разное понимание и даже использование понятия «равенство полов»,  «настоящим мужчиной» считается тот, кто заботится о своей жене. В случае семьи Захара и Наргиз, муж делает всё возможное, чтобы у жены имелась в распоряжении разнообразная бытовая техника, которая может облегчить ей домашний труд, например, стиральная машина-автомат или кухонные электроприборы.

Большую часть своей жизни грузинская женщина проводит на кухне, она ежедневно готовит для семьи, а когда в доме гости, список блюд увеличинается в несколько раз, и тогда на помощь спешат соседки, родственницы, подруги. Во время подготовки стола к приему гостей обязанности тоже распределяются согласно полу. Женщины готовят еду и накрывают на стол, а мужчина приносят напитки (как правило, это вино), и поддерживают за столом беседу с гостями. Если в списке блюд есть мясо на гриле, то его обязательно должны готовить мужчины.  

  • Женщины не умеют готовить мясо, говорит Захар.
 

Для европейца это утверждение априори звучит как дискриминационное по признаку пола, но только не в кавказских странах, где женщин, как правило, допускают к готовке только дома, но не в ресторанах. Сестра Захара объясняет, что, вообще-то, во все времена мужчины считались лучшими поварами, поэтому весьма редко можно встретить женщину-повара в кафе или ресторане, особенно если там готовят шашлык.  Вместе с тем, мужчины могут помогать женщинам с приготовлением еды, наапример, Захар умеет мастерски лепить хинкали (традиционное блюдо из теста с начинкой из мясного фарша) и гордится своим умением готовить.

Существующая, на первый взгляд, свобода женщин местами ограничена традициями, передающимися из поколения в поколение. Соседка Наргиз, пожилая женщина старше 75 лет, говорит нам, что местные женщины должны заниматься домашним хозяйством и заботиться о детях и муже. А образование или, к примеру, мечта построить карьеру не должны числиться в списке женских предпочтений, потому что у женщины другое предназначение. А если в семье женщина настаивает на том, чтобы пойти на работу и развиваться в профессиональном плане, то это может привести к размолвке и даже стать причиной развода. Тем не менее, в семейных отношениях царят любовь, взаимопонимание и взаимопомощь.

Помимо обязанностей по хозяйству, у сельских женщин имеется и свободное время, которое они обычно проводят с детьми и соседками. Приготовив завтрак, Наргиз позволяет себе поболтать с подружками-соседками за чашечкой кофе или же вместе с ними отправиться в местный спортзал. У них не так много возможностей для разнообразного досуга, но всё же им удается отдохнуть у экрана телевизора, слушая музыку или занимаясь рукоделием.  Вместе с тем, учитывая, что приготовление еды занимает большую часть их жизни, женщины, живущие в сёлах, стараются выкраивать свободное время в перерывах между готовкой еды для мужей, возвращающихся с работы.

 

Гога, сын Наргиз,учится в университете и с оптимизмом относится к вопросу о равенстве полов в Грузии. Он считает, что европейский курс, взятый страной, и программы, целью, которых является снижение дискриминации по признаку пола, уже дают свои результаты, поскольку всё большему числу женщин удается занять важные государственные посты, всё больше женщин стремятся получить высшее образование. И хотя многие мужчины уверены, что место женщины на кухне, благодаря реформам и переменам, у новых поколений проблема равенства полов не будет выражена настолько сильно, потому что воззрения молодежи отличаются от взглядов старших поколений, а искусственные разграничения, навязанные традициями, исчезнут. В его семье все с пониманием и уважением относятся к мнению друг друга, и это сыграло огромную роль в формировании свободы мышления – как моего, так и моих братьев, говорит Гога.

В заключение мы пришли к выводу, что на вопрос о том, соблюдаются ли права сельских женщин в Грузии, адресованный как мужчинам, так и женщинам всех возрастов, мы получали утвердительные ответы. Женщины обладают равными с мужчинами правами, но существуют некоторые ограничения, которые должны соблюдаться согласно традициям. Все – и женщины, и мужчины – знают свои роли, и соглашаются с ними, в особенности женщины.  

  • Мне очень хорошо живется в деревне. Я забочусь о муже и детях, а он, в свою очередь, заботится о нас. Мы счастливы вместе и очень любим друг друга, – постаралась в конце беседы подчеркнуть Наргиз основную идею, определяющую ее жизнь, как сельской женщины.
  • В Грузии основным занятием сельского населения является работа в аграрной отрасли. Труд женщин в сельском хозяйстве оплачивается на 35% ниже, чем труд мужчин.
  • Как правило, мужчины чаще женщин занимают высокие посты.
  • Семейными обязанностями женщин являются ведение домашнего хозяйства и воспитание детей, следовательно, они не получают денег за свой труд.
  • По причине того, что трудовые обязанности распределяются по признаку пола, у женщин ограничен доступ к тренингам и грантам, которые могли бы увеличить их шансы на профессиональный рост.

Режиссер: Виорика ТАТАРУ